МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ "ШКОЛА № 55"

МБОУ г. Горловки "Школа № 55"
ДЕЛАЙ С НАМИ ! ДЕЛАЙ, КАК МЫ! ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!

← Советы социального педагога и педагога психолога

Педагог психолог

Родительский Всеобуч.

Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.

Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.
Кто влияет на выбор профессии ребенка?
На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние не только родители, но и следующие факторы:
- друзья;
- СМИ;
- профильное обучение;
- родственники;
- сверстники.

Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать.
Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже
Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?
Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.

Родительский Всеобуч.
Зачем ребенку увлечения
Быть увлеченным чем-то полезным и развиваться в выбранном направлении — идеальный план большинства родителей для своего чада. Без сомнений, увлечения чем-то более-менее имеющим смысл поможет ребенку и в настоящим, и в будущем. Ученые считают, что занятие чем-либо с удовольствием помогает достичь чувства свободы и понимания своей ценности.
Часто хобби и увлечения детей не имеют ничего общего с секциям и кружками, которые они посещают. Задача родителей — попытаться найти для своего ребенка такое дополнительное занятие, которое приносило бы ребенку радость и позволило реализовать свои таланты. Cтоит забыть об общественном мнении и своих предпочтения и позволить ребенку самому определиться с интересами.
Как помочь ребенку определиться с увлечением
Понять, что заинтересует ребенка, порой нелегко даже ему самому.
1. Не пренебрегайте общением, в ходе которого можно задать вопросы об интересах ребенка. Ни в коем случае не осуждаете его за то, что ему, например, нравятся компьютерные игры. Запретом и осуждением вы не добьетесь положительных результатов. Обстоятельно выяснив, чем именно привлекает ребенка то или иное занятие, вы сможете понять, какую пользу можно извлечь из этого.
2. Если ребенок не знает, чем бы он хотел заниматься, то можно спросить, чем занимаются его сверстники, друзья или другие авторитетные для него люди. Избегайте при этом сравнений, упора на чьи-то достоинства и недостатки. Ребенок остро воспринимает такие сравнения и может почувствовать себя неполноценным.
3. Если ребенок все еще не определился, ненавязчиво покажите, насколько велико разнообразие интересов. Попробуйте кардинально противоположные сферы, сводите его на выставки в музеи, на спектакли в театры, на разные экскурсии. Не пренебрегайте мастер-классами и общением с профессионалами своего дела. Покажите сыну или дочери фильмы о личностях, добившихся успехов в своем деле. Возможно, это пробудит интерес к какому-то занятию.
4. Если вы никак не можете понять, что близко ребенку, или наоборот — видите его способности в определенном направлении, но с его стороны встречаете отпор и нежелание этим заниматься, то можно предложить посетить пробное занятие. Сейчас такой формат знакомства с направлением очень популярен и практикуется практически во всех кружках. Дело за малым: убедить ребенка в том, что пока не попробуешь — не поймешь. Такие пробные уроки помогут ребятам оказаться в одной среде с детьми со схожими интересами.
Если все интересы сводятся к компьютеру
Больная тема для многих родителей — это чрезмерное увлечение гаджетами. Мания, зависимость, болезнь — именно так часто определяется степень увлеченности современных детей компьютерными технологиями. Найти выход из этой ситуации можно, позволив ребенку заниматься iT серьезно.
Программирование

Многим мамам и папам может показаться, что это сложно для их ребенка. Но не стоит думать, что ваше чадо сразу посадят писать сложный код или создавать многостраничный сайт. Это не так, ведь основы программирования — это увлекательные занятия в игровой форме, большая часть которых — это практика создания игр, сайтов, приложений, ботов, анимация созданных персонажей и написание уникальных программ.
Дизайн

Эта направление поможет творческим детям в полной мере реализовать свои способности. Графический дизайн, веб-дизайн — это увлекательное путешествие в мир фантазий и воображения, это работа с цветом, светом, формой и композицией. Это история мировой культуры и возможность стать творцом и художником дня сегодняшнего. Звучит здорово, не правда ли?
3D-моделирование

Родители в своем детстве создавали объемные модели своими руками. Сегодня, в эпоху технологий, их дети с удовольствием осваивают 3D-моделирование в программах на компьютере. Развивая навыки пространственного мышления, работая с математическими измерениями, прокачивая воображение, ребята создают не просто 3D-модели, но целые объемные миры. Индустрия 3D-моделирования и 3D-печати продолжает расти и совершенствоваться. Такое увлечение ребенка может стать для него интересной и высокооплачиваемой профессией.

Родительский Всеобуч.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА
Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Семья
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.

Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.

Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Средства социализации школьников:
-Бытовые навыки
-Элементы духовной культуры
-Образование
-Методы поощрения и наказания

Что делать, если ребёнок учится дома
Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.

Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места

Формирование самосознание подростка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено.
Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.
По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.
В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.
В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.
На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.
На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.
На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.
Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Родительский всеобуч «Детская агрессия и её причины»

Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами.
Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.

Чтобы определить актуальность темы для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс – анкеты.

Ребенок за последний год:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится, отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если вы отметили хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка.
Как вы видите из вопросов экспресс – анкеты, агрессия может проявляться не только драками. Давайте, уважаемые родители, разберемся, как может проявляться агрессия.
• Агрессия в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами родители. Кто–то из членов семьи очень часто “выпускает пар” таким образом. Поэтому у ребенка складывается мнение, что если что – то не получается или тебя не понимают, если нет другого выхода, можно поступать таким образом, используя бранные слова.
• Игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Это связано с тем, что многие отрицательные герои могущественны. Если ребенок в глазах взрослых не выглядит хорошим, то он и примеряет на себя отрицательную роль, сообщая окружающим: “Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло”
• Агрессия наблюдается в рисунках. Изображение катастроф, аварий и других жестоких ситуаций.
• Агрессия на окружающих людей. Это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.
• Жестокость по отношению к животным. Жестокое отношение к животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. Впоследствии это может развиться в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.
Каковы же причины возникновения агрессивного поведения у детей? В первую очередь они связаны с семьей:
1) Грубое и жестокое отношение к нему родителей. Ребенок живет в атмосфере неприятия, нелюбви к нему.
3) Агрессивное поведение родителей между собой: оскорбления, крики, брань, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни
4) Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
5) Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера так же могут обуславливать его агрессивность.
Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.
А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Я предлагаю вам следующие советы психологов:
1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
2. Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
3. Агрессия в высказываниях Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов.
4. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
5. Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
6. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.
7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо
8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
10. Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах
11. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.
12. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
13. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
14. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

15. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.


16. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
днронлайн.рф/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki/?utm_source=yandex.fr&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.fr&utm_referrer=yandex.fr

Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ